Раздел личных фондов в ходе бракоразводных процессов является миной замедленного действия для их бенефициаров. Такое мнение высказали опрошенные РБК консультанты. По их словам, на сегодняшний день в законодательстве существует ряд серых зон, которые не позволяют однозначно предсказать будущее активов, переданных в личный фонд, при их разделе в ходе развода. При этом личный фонд — это все еще новый инструмент, по которому судебная практика только формируется.
Особенно остро вопрос имущественного конфликта может возникнуть в двух ситуациях, говорит руководитель департамента семейного и наследственного планирования Alpine Group Любовь Крондева, а именно:
СПОРЫ СУПРУГОВ-УЧРЕДИТЕЛЕЙ
Личный фонд является самостоятельным юридическим лицом и не принадлежит учредителям (соответственно, в базовом сценарии не делится при разводе), однако в отдельных случаях его активы могут стать предметом споров в ходе бракоразводного процесса, подтверждает старший партнер адвокатского бюро Nordic Star Андрей Гусев.
На фонды во главе с соучредителями–супругами приходится не более 5–7% от общего числа, указывает руководитель практики по структурированию бизнеса и созданию личных фондов МКА «Николаев и партнеры» Юлия Мясникова. Это единственный вид соучредительства, который допускает законодательство о личных фондах, и буквальное толкование норм позволяет сделать вывод о возможности передачи фонду исключительно общего имущества супругов, указывает партнер коллегии адвокатов «Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры» Виктория Дергунова. В этом случае возникновение спора возможно из-за недостатков при создании фонда — к примеру, если был плохо продуман порядок управления им, допускает юрист АБ КИАП Александр Варчук.
После внесения в фонд совместно нажитого имущества при разводе супруги сталкиваются с парадоксом: «Фактически в личный фонд было внесено их общее имущество, которое они хотели бы поделить и «вернуть» в состав совместной собственности, в случае развода, однако, сделать это невозможно — делить уже нечего», — объясняет Крондева.
То есть если фонд создан совместно супругами, их статус учредителей напрямую связан с фактом брака — после расторжения брака этот статус утрачивается, что ставит под сомнение возможность дальнейшего существования фонда в исходной конструкции, говорит Крондева. Развод вызывает целую череду правовых коллизий, в том числе о статусе «супругов-учредителей» после развода. Решение только одно: по словам эксперта, супруги могут заранее предусмотреть в фонде правила управления на случай развода, включая выплату компенсации одному из них или передачу управления независимому управляющему. В целом в Alpine Group не рекомендуют создавать личные фонды с супругами-соучредителями во избежание риска «дедлока» (англ. deadlock — «тупик»), для разрешения которого нет механизмов в законодательстве.
СПОРЫ МЕЖДУ СУПРУГОМ-УЧРЕДИТЕЛЕМ И ДРУГИМ СУПРУГОМ
На практике большинство разногласий возникает в той ситуации, когда один супруг учредил фонд, но передал туда совместно нажитое имущество. В этом случае другой супруг может оспаривать сделки по передаче в фонд семейных активов или требовать раздела доходов, полученных от фонда, говорит Варчук. В частности, речь может идти о компенсационном характере возмещения ущерба второму супругу в случае нарушения его прав, говорит Мясникова. «Например, если фонд учрежден одним из супругов, а в него внесены совместно нажитые активы», — указывает она. «Наиболее вероятные споры связаны с передачей в фонд имущества, входящего в состав совместно нажитого, если такая передача осуществлена без согласия второго супруга», — солидарна партнер практики частных клиентов АБ «Вертикаль» Татьяна Микони.
Чтобы внести совместно нажитое имущество, можно заручиться нотариальным согласием второго супруга, однако такой документ не гарантирует полной защиты от споров, говорит Крондева. «В российском праве действует общий принцип: согласие может быть оспорено, если доказано, что оно было получено путем обмана, давления, введения в заблуждение или при злоупотреблении правом. Так, супруг, давший согласие на внесение имущества в фонд, может впоследствии заявить, что не осознавал последствий утраты режима совместной собственности либо что его права нарушены из-за отсутствия статуса выгодоприобретателя фонда», — сказала она.
Передача совместного имущества без согласия супруга может быть признана недействительной в соответствии со статьей 35 Семейного кодекса, а также со статьями 168 и 170 Гражданского кодекса, указывает Гусев. Такой супруг имеет право требовать компенсацию стоимости переданного имущества.
Впрочем, возможно оспаривание передачи в личный фонд и таких активов, которые не требуют формального согласия супруга: например, денежных средств и прав требования, отметил управляющий партнер ASB Consulting Group Роман Маргулис. Кроме того, претензии второго супруга возможны в ситуации, если долги такого фонда оплачивались за счет общих средств, рассуждает Мясникова.
ПОЧЕМУ РАЗВОДЫ — ЭТО СЕРАЯ ЗОНА ЛИЧНЫХ ФОНДОВ
В контексте бракоразводных процессов личные фонды являются миной замедленного действия, считает Маргулис. Формально они предоставляют ряд возможностей «защитить» активы от второго супруга — по общим основаниям, имущество, переданное в личный фонд, перестает быть совместной собственностью и не подлежит разделу при разводе. При этом, если учредителем фонда является только один супруг, он может распорядиться этим имуществом так, чтобы оно было недоступно другому супругу. «При разводе явно потребуется нестандартная стратегия для «обделенного» супруга по защите своих интересов», — констатирует Маргулис.
Законодатель прямо регулирует вопрос судьбы имущества фонда в разрезе брачных отношений только для одного случая, утверждает старший юрист VEGAS LEX Артем Гаспарян. «Если после ликвидации личного фонда будет невозможно определить, кому передается оставшееся имущество, такое имущество передается учредителю фонда. А если учредителями этого фонда были супруги и их брак к моменту ликвидации расторгнут, каждый из них получит имущество в равных долях», — отметил он.
В целом многие вопросы, связанные с личными фондами, сейчас находятся в серой зоне — в том числе это касается вопросов расторжения брака, говорит Варчук.
Во многом основная причина в том, что конструкция личного фонда была введена сравнительно недавно — с 2022 года.
В результате в бракоразводных делах, затрагивающих личные фонды, юристам приходится исходить не из четких норм закона, а из логики защиты интересов клиентов и общего регулирования, применимого к юридическим лицам, семейным и имущественным отношениям, указывает партнер и сооснователь White Stone Дарья Немировская. При этом судебной практики раздела личных фондов или их активов пока нет. «Мы не советуем клиентам создавать совместные фонды супругов до ее появления», — отметила она.
Пройдут годы, а может, и десятилетия до тех пор, когда судебная практика сформируется и подойдет к единообразию правоприменения, прогнозирует Мясникова.
Универсального правила, которое может решить или минимизировать все проблемы, не существует, говорит Варчук. «Личный фонд — это всегда индивидуальная структура, которая разрабатывается с учетом конкретных семейных отношений, интересов учредителя и бенефициаров», — указал он. Однако опрошенные РБК эксперты смогли выделить «базовый минимум» правил, соблюдение которых снизит вероятность судебных разбирательств, связанных с личным фондом, при разводе.
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ РИСКИ ПРИ ЛИЧНОМ ФОНДЕ ОДНОГО ИЗ СУПРУГОВ
• Учет интересов другого супруга в рамках структуры фонда
Это можно сделать, например, назначив такого супруга одним из выгодоприобретателей фонда, говорит Маргулис. Выгодоприобретатель может получать имущество, составляющее личный фонд, наряду с учредителем — в порядке и на условиях, которые предусмотрены правилами такого личного фонда, отмечает директор ФБК Legal Мария Семенова.
• Получение согласия второго супруга на отчуждение имущества в фонд
Риски споров с супругом обычно купируются тем, что при создании личного фонда учредитель предоставляет нотариусу документы, которые подтверждают, что его супруг не против такого распоряжения имуществом, говорит Гаспарян (но 100-процентной защиты от споров, как отмечалось выше, нет. — РБК). Таким документом может быть нотариально удостоверенное согласие от супруга, указывает эксперт.
Если активы были общими и супруг давал согласие на их передачу в фонд, сама сделка по их отчуждению оспорена быть не может, но предметом спора может стать компенсация половины стоимости отчужденного актива, указывает Виктория Дергунова.
• Заключение брачного договора
Другой способ избежать споров — предоставить документы, которые подтверждают, что сам учредитель является единоличным собственником имущества, указывает Гаспарян.
«В случае, если в фонд передается имущество, приобретенное в браке, а учредителем фонда является один из супругов, то необходимо заключить брачный договор, по которому имущество, подлежащее передаче в фонд, должно перейти в единоличную собственность супруга-учредителя, после чего он будет вправе самостоятельно им распоряжаться», — солидарна Мясникова. В брачный договор можно включить любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов, в том числе связанные с условиями передачи части совместно нажитого имущества в личный фонд, говорит Семенова.
Впрочем, необходимо иметь в виду, что брачный договор может быть оспорен в случае, если его условия ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное имущественное положение (существенная диспропорция), подчеркнула Мясникова.
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ РИСКИ, ЕСЛИ СУПРУГИ ВЫСТУПАЮТ СОУЧРЕДИТЕЛЯМИ
• Проработка различных сценариев в учредительных документах
Необходимо предусмотреть в учредительных документах фонда корректно и эффективно работающие механизмы, связанные с управлением фондом, случаями его реорганизации и ликвидации, а также последствия для фонда в связи со смертью учредителя, говорит Варчук.
На случай расторжения брака в документации личного фонда можно предусмотреть право супруга выйти из состава учредителей без его ликвидации, а также имущественные последствия такого выхода, говорит Дергунова. «Например, получение выплат или конкретного имущества. Закон этого не запрещает», — указала она. В целом развод супругов — соучредителей личного фонда можно рассматривать как условие, при котором личный фонд подлежит ликвидации, так как вследствие конфликта в зависимости от структуры его органов, в часть из которых могут входить супруги, управление им может быть затруднено, а принятие решений заблокировано, указала Дергунова.
При участии Ивана Ткачева